Поведение в Храме

Православный храм – это Дом Божий, Дом молитвы, место встречи человека с Богом, «Небо на земле». Наше поведение в храме должно соответствовать его святости и величию.

Одеваться для посещения Храма необходимо пристойно,  опрятно и, по возможности, торжественно. Христиане всегда носят на себе нательный крест как знак исповедания  Господа Иисуса Христа, отдавшего Свою жизнь за каждого из нас на Кресте, а также как выражение готовности по заповеди Христа нести свой крест.

Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, женщины, напротив, должны иметь головной убор.

Хорошо, когда женщина входит в храм с не накрашенными губами, в противном случае она не сможет в храме прикладываться к иконам и святыням (т.е. целовать их). 

Входить в Божий Дом необходимо с благоговением. Заранее (ещё на пути к храму) отключите звук мобильных телефонов.

Входя в храм, необходимо сотворить три поклона с крестным знамением.

До начала службы поставьте свечи, приложитесь к иконам и подайте записки для поминовения близких Вам людей. Если же вы опоздали на богослужение, старайтесь не мешать молитве других.

 

На молитве

Не занимайте притвор, где приобретают свечи, иконы и книги (в древности притвор был местом молитвы людей ещё не крещённых, а также отлучённых от Церковного общения).

Согласно древней традиции мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой.

Внимательно слушайте всё, что читается и поётся за богослужением, т.к. это молитва всей Церкви. Недостаточно просто присутствовать на службе – надо быть её участником. Хорошо, когда христианин знает церковный Устав, любит и понимает православное богослужение. Тогда песнопения, которые он слышит в храме, исходят и из его сердца.

 

Как поставить свечи

Свеча есть свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень любви человека к тому святому, кому ставится свеча, а также изображает цель жизни христианина: дарить окружающим свет и тепло. «Поставляя перед образом горящую свечу, мы сим действием как бы говорим Богу: Ты еси невещественный Свет мира; прими от нас наименее вещественное приношение – свет и огонь, и воздаждь нам внутренний благодатный свет уму и огонь сердцу» (свт. Филарет Московский).

Вместе с тем, будучи символом пламенной молитвы, свеча не должна подменять собой наше живое обращение к Богу в покаянии и смирении!

Желая поставить в Храме свечу, зажгите её о горящую свечу (желательно не от лампады), оплавьте низ и поставьте в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо, не падая. Если не получилось с первого раза, оплавьте низ ещё раз и снова поставьте в гнездо.

Бывает, особенно в выходные и праздничные дни, что все гнезда в подсвечниках заняты. В таком случае положите свои свечи на подсвечник – они будут обязательно зажжены позже.

Если храм полон – не пробирайтесь к подсвечнику, чтобы самому поставить свечу. Уместно передать её стоящим впереди людям.

 

О совершении поклонов и крестного знамения

Не спеша, правильно и благоговейно совершайте крестное знамение и поклоны. При осенении себя крестным знамением  первые три пальца правой руки следует соединять вместе, а последние два — безымянный и мизинец — пригнуть к ладони. Три соединенные пальца полагаем на лоб, на живот, на правое, а затем на левое плечо, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. 

Соединение трех пальцев символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы; два же пригнутые пальца символизируют схождение Сына Божия с Неба на землю ради нашего спасения (два пальца – образ двух природ Иисуса Христа: божественной и человеческой).

Подходя к иконам или святым мощам, необходимо совершить два поклона, предваряя их крестным знамением. Затем поцеловать икону (или иную святыню), отойти и, перекрестившись, поклониться еще раз.

Икону, даже если на ней изображено несколько угодников Божиих, целуют однократно; не принято целовать лицо святого.

Не следует креститься и кланяться одновременно: сначала надо совершить крестное знамение и только потом поклон. Также не следует допускать беспорядочное и многократное совершение крестного знамения.

Не полагается во время богослужения самочинное падение ниц и произношение громких восклицаний. Евангелие учит скрывать от окружающих своё молитвенное настроение. Земные поклоны надо делать только в определённые моменты богослужения. После причащения Святых Тайн, в воскресные дни в великие праздники, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы, земные поклоны отменяются.

 

Дети в храме

Следите за поведением ваших детей в Храме. Подавайте детям собственный пример благоговейного отношения к святыне. Если плачущего ребёнка не удаётся успокоить, выйдите с ним на улицу.

 

Как принимать благословение священника

Когда священник осеняет народ крестом или Евангелием, иконой или Чашей, то все крестятся и преклоняют голову. Когда священник благословляет рукой или свечёй, а также когда совершает каждение – надо преклонить голову, не совершая крестного знамения. Принимая благословение священника, христиане в знак почтения к священному сану целуют его правую руку.

Обращаясь к священнику, можно говорить «батюшка» или «отец (имя священника)», например «отец Александр». Говорить священнику «святой отец» не принято.

 

Исповедь и Причащение

Во время совершения Исповеди и Причащения, а также при целовании иконы или Креста будьте взаимовежливы, пропускайте других вперёд. Во время Исповеди недопустимо приближаться к исповедующемуся человеку.

Подходить к Чаше во время Причащения необходимо после тщательной подготовки и  Исповеди, со скрещенными на груди руками – правая поверх левой, не совершая крестного знамения или иных резких движений (чтобы случайно не толкнуть Чашу), называя свое имя, полученное при Крещении. Младенца перед причастием следует положить на правую руку (так священнику удобнее его причащать).

 

О молитвенной тишине

В храме принято знакомых приветствовать лёгким поклоном, отложив беседы на вне богослужебное время.

Не следует подпевать хору, чтобы не смущать стоящих рядом прихожан. За богослужением дозволяется петь только тогда, когда поют и все молящиеся в храме (например, «Верую», «Отче наш», «Воскресение Христово видевше», «Царю небесный»).

Не осуждайте ошибки присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки. Не раздражайтесь, никого не одёргивайте и не делайте замечаний. Помните, что правом учить в храме наделены только священнослужители! Если же в крайней необходимости вам всё же придётся сделать кому-либо замечание, то оно должно быть высказано в деликатной форме, с любовью, без высокомерия и раздражительности. Бойтесь оттолкнуть от Церкви человека, впервые переступившего порог храма!

Покидая храм Божий, помните, что сподобились того, чего лишены многие люди на земле, а именно – приобщились Божественной благодати, удостоились видеть благолепие Дома Божия, получили благословение на свои труды.

Молитесь, чтобы Господь до конца жизни даровал нам посещать Его святой Храм. Богомольцы могут участвовать в содержании Храма и причта, его благоукрашении, оказывать помощь в уборке храма, посильно жертвовать на восстановление Свято-Преображенского храма. Даже небольшая наша лепта совместно с усилиями других членов Церкви делает нас причастными общему делу созидания Храма Божия. О всех причастных делу строительства и украшения храма за каждым богослужением будет возноситься молитва к Богу.