Крещение
Готовимся к Таинству Святого Крещения
Вхождение в Церковь, иначе называемое воцерковлением, начинается с Таинства святого крещения — первого из семи Таинств Церкви . Его называют также вторым (духовным) рождением.
Таинство Крещения совершается однажды в жизни, и не может быть повторено ни при каких условиях (по аналогии с физическим рождением).
В Евангелии Господь заповедует: истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3, 5–6).
Кто может присутствовать при Крещении
Правила Церкви не ограничивают присутствие родственников или близких людей во время Таинства Крещения. В древности мать ребенка по физиологическим и гигиеническим причинам не входила в Храм в течение сорокадневного послеродового периода. Однако она может присутствовать при Крещении ее ребенка и ранее этого срока, явившись в Храм согласно указанию Требника «очищенной и омовенной», т.е. предприняв гигиенические меры после рождения ребенка.
Готовим заранее
Перед Крещением следует:
— приобрести крестильную рубашку (новая белая рубашечка для младенцев и белая сорочка или рубаха для взрослого новокрещеного);
— купить нательный крест (крестик, приобретенный не в храме, следует отдать священнику для освящения);
— приготовить полотенце;
— отключить звук мобильного телефона.
Крестные родители могут для себя и своего крестника приобрести доступное изложение основ православной веры – Закон Божий (любое издание), а также Святое Евангелие и Молитвослов.
Наречение имени
В начале Чина Крещения священник нарекает христианское имя крещаемому, с которым тот будет участвовать в Таинствах Церкви.
Изменение имени при этом производится в соответствии со святцами — перечнем имен святых, канонизированных в Русской Православной Церкви. Если имя, данное крещаемому при рождении, не содержится в святцах, то священник нарекает новое имя, посоветовавшись предварительно с родителями младенца или с крещаемым, если тот достиг совершеннолетия.
Отречение от сатаны
После чтения особых «запретительных молитв» священник предлагает восприемникам повернуться лицом на запад (духовный символ власти тьмы) для отречения от диавола и всего, что с ним связано
В это время крещаемый (если это младенец, то его восприемники) в ответ на вопросы священника произносит отречение от диавола сначала трижды в форме настоящего времени («отрекаюсь»), а затем как свершившийся факт в форме прошедшего времени: «Отрекся (-лась)».
Сочетание Христу
Далее крещаемый или восприемники поворачиваются к востоку (символу приходящего в мир света) и трижды возглашают признание Христа как Бога и Царя (т. е. Господина своей жизни).
Чтение Символа веры
Символ веры крещаемый должен знать и читать наизусть (или «с листа»), а за младенца его читает восприемник, чем выражается принятие веры, догматов и жизни Церкви – «присяга» верности Церкви. Текст Символа веры входит в число Утренних молитв и поэтому есть в любом Православном молитвослове.
По завершении Чина оглашения возглашением «Благословенно Царство…» начинается собственно Таинство Крещения.
В это время священник помазывывает крещаемого святым маслом. К этому моменту ребенка следует полностью освободить от одежд и вынуть из полотенца (оставив лишь памперс).
Заблаговременно необходимо позаботиться об устранении препятствий к помазанию тела крещаемого освященным елеем (маслом) и святым миром.
После совершения водного крещения необходимо полотенцем вытереть голову и тело крещаемого, после чего священник надевает нательный крест и крестильную рубашку. Это означает, что человек возвращается к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.
Таинство Миропомазания
Перед помазыванием крещаемого человека святым миром необходимо освободить лицо, уши (снять платок или шапочку с младенца), верхнюю часть груди (расстегнуть ворот рубашки), запястья рук и ноги (ступни).
В Таинстве Миропомазания Отец Небесный дарует крещаемому благодать Святого Духа и возводит в звание христианина и чада Божьего.
Священник при каждом помазывании миром говорит: «Печать Дара Духа Святого», на что восприемники или сам крещаемый отвечают «Аминь» (т.е. «истинно так»).
После этого восприемники с ребенком совершают крестной ход вокруг купели, следуя за священником против движения солнца, как бы навстречу Христу, именуемому «Солнцем правды».
На заключительном этапе священник совершает символическое пострижение крещеного человека, отрезая крестообразно четыре пряди его волос.
Далее священник читает молитву о восприемниках и человеке, принявшем Крещение. В это время младенца передают на руки его родной матери, и она вместе с ребенком подходит к ступеньке перед царским вратами и слушает молитву священника, в которой тот благодарит Бога за благополучное рождение ею младенца и просит благословить ее снова участвовать в Таинстве Святого Причащения.
Последний обряд Чина Крещения — Воцерковление (т.е. первые шаги в церковной жизни).
В это время младенца передают на руки священнику (спиной к нему), после чего тот читает молитву воцерковления. Родная мама (папа или восприемник в случае их отсутствия) в это время совершает крестное знамение и осторожно целует маленькие иконы Спасителя и Божией Матери, расположенные справа и слева от царских врат.
При этом младенца мужского пола или взрослого мужчину вводят в алтарь для поклонения Богу перед святым престолом (т.к. мужчины потенциально могут служить в алтаре).
Завершает Чин Крещения т.н. «отпуст», т.е. молитва, в которой священник просит Бога спасти всех присутствующих по молитвам Божией Матери, а также небесных покровителей храма и человека, принявшего Крещение.
После этого восприемники снимают с подсвечников установленные ранее две свечи. Их можно будет зажигать дома во время молитвы. Тем временем родители могут одевать ребенка.
Таинство Крещения совершено.
Чтобы после Крещения довести до полноты свое приобщение к Церкви новокрещеному человеку вне зависимости от возраста необходимо приступить на Литургии к причащению Святых Христовых Тайн.
В нашем Храме Литургия совершается по воскресеньям, а также в дни церковных праздников. Начало Литургии в 08.00, причащение младенцев начинается ориентировочно в 09.45.
«Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин,
наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою,
а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).